avangard-pressa.ru

Местные представительные органы - Право

Представительными государственными органами на территории соответствующих административно-территориаль-
ных единиц Республики Беларусь и основным звеном системы местного самоуправления являются местные Советы депутатов.

Советы обеспечивают на своей территории согласованную деятельность органов территориального общественного самоуправления.

Сельские, поселковые, городские, районные, областные Советы составляют систему Советов в Республике Беларусь, единство которой обеспечивается общностью правовых начал, принципов образования и деятельности, а также задач, которые они призваны решать в интересах населения, социального и экономического развития соответствующей территории.

В Республике Беларусь устанавливаются три территориальных уровня Советов: первичный, базовый и областной.

К первичному территориальному уровню относятся сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) Советы.

К базовому территориальному уровню относятся городские (городов областного подчинения), районные Советы.

К областному территориальному уровню относятся областные Советы. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов.

Советы являются юридическими лицами.

Советы в своей деятельности исходят из интересов граждан, проживающих на соответствующей территории, и общегосударственных интересов, участвуют в обсуждении вопросов республиканского значения, затрагивающих интересы подведомственных им территорий, вносят по ним свои предложения в вышестоящие органы.

В соответствии со статьями 64-68 и 118 Конституции Республики Беларусь местные Советы избираются гражданами, проживающими на соответствующей территории, на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Советы подотчетны в своей деятельности гражданам, проживающим на соответствующей территории, и ответственны перед ними.

Деятельность Советов обеспечивается за счет средств соответствующего местного бюджета.

Советы осуществляют свою деятельность через сессии, постоянные и временные комиссии и другие органы Советов, а также путем реализации депутатами своих полномочий в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Основной формой деятельности Совета является сессия, которая в соответствии со ст.16 Закона о местном управлении и самоуправлении созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Первая сессия вновь избранного Совета созывается соответствующей территориальной избирательной комиссией при избрании более 50 процентов депутатов от общей численности, установленной для данного Совета, не позднее чем через 30 дней после выборов.

Заседания вновь избранного Совета до избрания председателя Совета ведет председатель территориальной избирательной комиссии, а в его отсутствие – член комиссии, исполняющий обязанности председателя.

Законом о местном управлении и самоуправлении предусмотрены основные инициаторы созыва сессии. По общему правилу сессии Совета созываются председателем Совета, а в случае невозможности исполнения им своих обязанностей или по его поручению – его заместителем. Сессия Совета может быть также созвана: 1) президиумом Совета; 2) по инициативе не менее чем одной трети депутатов, председателя соответствующего исполнительного комитета, а также избирателей, проживающих на данной территории, в количестве не менее 10 процентов их списочного состава; 3) по требованию Президента Республики Беларусь, вышестоящего Совета в случаях нарушения Советом законодательства, ущемления прав и охраняемых законом интересов граждан. Указанный Закон четко не определяет субъекта созыва сессии (председателя или президиум Совета) если сессия созывается по инициативе депутатов, председателя исполнительного комитета, граждан или по требованию Президента.

Сессия Совета проводится открыто и гласно, за исключением случаев, когда по решению Совета необходимо проведение закрытого заседания. Сессия правомочна, если в ней участвует более половины от числа избранных депутатов.

Подготовка и проведение сессии состоят из нескольких этапов. Подготовка сессии включает подготовку проекта повестки дня, подготовку вопросов к сессии, организационные мероприятия.

Подготовка проекта повестки дня возлагается на президиум (председателя) местного Совета депутатов. Обычно проект повестки дня готовится исходя из организационного плана работы соответствующего Совета.

Вопросы на рассмотрение сессии Совета могут вносить председатель Совета, президиум и другие органы Совета, депутаты, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь – председатель исполнительного комитета, исполнительный комитет, местная администрация, органы территориального общественного самоуправления, избиратели. Подготовка вопросов включает подготовку доклада или информации, подготовку проекта решения Совета по данному вопросу и подготовку иных материалов (справочных, статистических и др.).

Организационные мероприятия включают доведение до сведения населения и депутатов информации о времени и месте проведении сессии; вопросах выносимых на рассмотрение Совета; решение вопросов, связанных с размещением депутатов, и другие мероприятия.

Проведение сессии Совета включает регистрацию депутатов, создание рабочих органов сессии (счетной комиссии, секретариата), утверждение повестки дня сессии, рассмотрение вопросов на сессии (заслушивание доклада, содоклада, прения), принятие решения.

Решения принимаются тайным или открытым голосованием, в том числе и поименным. Решение Совета принимается большинством голосов от числа избранных депутатов. Решение о самороспуске принимается не менее, чем двумя третями голосов от числа избранных депутатов.

Решения Совета должны соответствовать законодательству Республики Беларусь. Решения Совета, принятые в пределах его компетенции, обязательны для исполнения нижестоящими Советами, исполнительными комитетами, местными администрациями, иными расположенными на соответствующей территории государственными органами, а также предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями независимо от подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

Решения Совета по важным вопросам местного значения могут приниматься Советами и их органами после предварительного обсуждения этих вопросов населением в порядке, предусмотренном регламентом Совета.

Решения Совета вступают в силу в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. Решения Совета доводятся до сведения исполнителей не позднее, чем в семидневный срок со дня их принятия.

Значение сессии местного Совета состоит в том, что на ней через депутатов реализуется воля избирателей, рассматриваются наиболее важные вопросы местной жизни и реализуется исключительная компетенция местного Совета.

Исключительная компетенция местного Совета включает несколько групп вопросов. Первую группу вопросов составляют конституционные полномочия местных Советов (ст.121 Конституции). К таким вопросам относятся: 1) утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов и отчетов об их исполнении, внесение при необходимости изменений в бюджеты; 2) установление в соответствии с законом Республики Беларусь местных налогов и сборов; 3) определение в пределах, установленных законом Республики Беларусь, порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
4) назначение местных референдумов.

Вторую группу вопросов составляют организационные вопросы, связанные с формированием и деятельностью Совета и его органов. К таким вопросам относятся: признание полномочий депутатов и досрочное их прекращение, избрание и освобождение от обязанностей председателя Совета и его заместителя; утверждение структуры Совета, определение расходов, необходимых для его содержания и деятельности; образование и упразднение президиума, постоянных и временных комиссий Совета, утверждение и изменение их состава, избрание и освобождение от обязанностей их председателей; заслушивание отчетов председателя Совета, постоянных комиссий, других органов, образуемых или избираемых Советом, избираемых, назначаемых или утверждаемых им должностных лиц, отмена в случае несоответствия законодательству Республики Беларусь распоряжений председателя Совета; рассмотрение запросов депутатов и принятие по ним решений; утверждение и изменение регламента Совета; определение порядка компенсации депутатам расходов, возникающих при исполнении ими своих обязанностей.

Третья группа вопросов связана со взаимоотношениями Совета, исполнительного комитета. Местный Совет утверждает в установленном порядке в должности председателя исполнительного комитета (за исключением Советов первичного территориального уровня), заслушивает отчеты и информации председателя исполнительного комитета, отменяет в случае несоответствия законодательству распоряжения председателя исполнительного комитета и решения исполнительного комитета, делегирует отдельные полномочия исполнительному комитету и местной администрации.

К четвертой группе исключительных полномочий относятся вопросы взаимодействия местного Совета с другими Советами и органами территориального общественного самоуправления. Местный Совет депутатов вправе отменять в случае несоответствия законодательству решения нижестоящего Совета, акты органов территориального общественного самоуправления; участвовать в перераспределении полномочий между Советами различных территориальных уровней, делегировать отдельные полномочия органам территориального общественного самоуправления.

К иным исключительным полномочиям местного Совета относится решение вопросов административно-территориального устройства в соответствии с законодательством Республики Беларусь; принятие решений о выпуске местных займов.

Законом о местном управлении и самоуправлении определяются и иные полномочия местных Советов.

Советы вправе по взаимному согласию перераспределять между собой отдельные полномочия в области хозяйственного и социально-культурного строительства, наряду с необходимыми для их осуществления ресурсами; передавать часть своих полномочий исполнительным и распорядительным органам, органам территориального общественного самоуправления по просьбе или с согласия этих органов, за исключением полномочий, предусмотренных ст.121 Конституции Республики Беларусь; выступать учредителями местных средств массовой информации.

Вместе с тем, указанный Закон устанавливает и особенности компетенции местных Советов различного территориального уровня. Так, к компетенции Советов первичного территориального уровня относятся следующие вопросы: обеспечение соблюдения на подведомственной Совету территории законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, других актов вышестоящих государственных органов, осуществление контроля за исполнением их всеми предприятиями, организациями, учреждениями и объединениями, расположенными на этой территории; утверждение программ жилищного строительства, благоустройства территорий, дорожного строительства, коммунально-бытового и социально-культурного обслуживания населения, охраны природы; контроль за выполнением этих программ и утверждение отчетов об их выполнении; установление местных налогов, сборов и пошлин в пределах компетенции, установленной законодательством Республики Беларусь; решение в установленном порядке вопросов о приватизации коммунальной собственности; распоряжение и контроль в соответствии с законодательством Республики Беларусь за использованием земель, их недр, вод, лесов, охотничьих и рыболовных угодий, других природных ресурсов, находящихся в ведении административно-территориальной единицы; участие в разработке, утверждении и реализации проектов планировки и застройки населенных пунктов, их генеральных планов, архитектурных решений; контроль за соблюдением норм и правил (в том числе и местных) при строительстве любых объектов на подведомственной Совету территории; охрана прав и свобод граждан; решение вопросов административно-территориального устройства в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

К компетенции Советов базового территориального уровня, кроме аналогичных вопросов, относится также утверждение территориальных планов развития районов, генеральных планов городов районного подчинения и других населенных пунктов; рассмотрение планов и программ размещения, развития и специализации предприятий (объединений) и социально-культурных учреждений различных форм собственности, дача по ним заключений и, в необходимых случаях, внесение предложений в соответствующие органы управления; утверждение схем управления местным хозяйством и коммунальной собственностью; внесение предложений по проектам областных программ экономического и социального развития, межтерриториальных программ, а также по планам предприятий и организаций на территории города или района, связанным с удовлетворением потребностей населения и социальным развитием территорий; предоставление в пределах своей компетенции физическим и юридическим лицам льгот, пособий и иных преимуществ.

Советы областного территориального уровня утверждают межтерриториальные программы и мероприятия, содействуют сбалансированности бюджетов административно-территориаль-
ных единиц на территории области (города Минска); оказывают организационно-методическую помощь Советам базового и первичного территориальных уровней в разработке региональных программ развития, регулируют земельные отношения в пределах своей компетенции, решают другие вопросы общеобластного и общегородского значения.

Органами местного Совета депутатов являются: президиум Совета, постоянные комиссии, депутатские группы.

Советы самостоятельно образуют свои органы, определяют их структуру и полномочия, устанавливают расходы на их содержание в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь.

Президиум Совета создается в областных Советах (Минском городском), районном, городском (города областного подчинения). Работу городского (города районного подчинения), поселкового и сельского Советов организует председатель соответствующего Совета. В состав президиума Совета входит председатель Совета, его заместитель (заместители), председатели постоянных комиссий Совета. По решению Совета в состав президиума могут входить иные депутаты Совета.

Основной формой деятельности президиума Совета является заседание. Заседания президиума Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Заседания президиума Совета созывает и ведет председатель Совета. Решения президиума Совета принимаются большинством голосов от его состава. Заседание президиума Совета является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от его состава.

Для президиума Совета характерны четыре основных направления деятельности. Первое из них связано с подготовкой и проведением сессий Советов. Президиум Совета организует работу по созыву сессий Совета, сообщает депутатам и доводит до сведения населения время и место проведения сессии, а также вопросы, вносимые на рассмотрение Совета, и принятые по ним решения; осуществляет руководство подготовкой сессий Совета и вопросов, вносимых на их рассмотрение; организует обсуждение гражданами проектов решений Совета, иных важнейших вопросов местного значения; направляет на заключение соответствующих постоянных комиссий проекты решений Совета, при необходимости организует их предварительную юридическую и иную экспертизу; вносит на рассмотрение сессии Совета предложения по заявлениям и жалобам на решения и действия исполнительного комитета; организует контроль за выполнением решений Совета.

Второе направление деятельности президиума Совета связано с депутатской деятельностью. Президиум вносит на сессию Совета предложения по вопросам, связанным с реализацией прав и исполнением обязанностей депутатов, в том числе с освобождением депутатов от исполнения ими производственных обязанностей на время подготовки и проведения сессий Совета, заседаний его постоянных и временных комиссий; оказывает содействие депутатам в осуществлении ими своих полномочий и обеспечивает их необходимой информацией; оказывает помощь депутатам в проведении приема граждан, подготовке отчетов перед избирателями, трудовыми коллективами; вносит на рассмотрение Совета вопросы о досрочном прекращении полномочий депутатов; принимает к рассмотрению адресованные ему запросы депутатов и дает на них ответ.

Обеспечение работы Совета и его органов является третьим направлением в деятельности президиума Совета. Он координирует деятельность постоянных и временных комиссий и депутатских групп, вносит на рассмотрение Совета предложения о создании постоянных комиссий Совета; информирует Совет о своей деятельности; обеспечивает гласность работы Совета и рассмотрение обращений граждан к Совету; организует взаимодействие Совета с исполнительными комитетами и местными администрациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и органами территориального общественного самоуправления.

К иным полномочиям президиума Совета (четвертое направление деятельности) относятся полномочия по участии в организации выборов, референдума, отзыва депутатов, а также вопросы о наградах и поощрениях трудовых коллективов и граждан в пределах компетенции Совета.

Для предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Советов, а также организации и контроля за выполнением решений Советов и вышестоящих государственных органов на сессиях Советов из числа депутатов Советов избираются постоянные комиссии. В сельских Советах постоянные комиссии, за исключением мандатных, могут не образовываться.

Порядок избрания и деятельности постоянных комиссий определяется регламентом Совета.

Рекомендации постоянных комиссий подлежат рассмотрению соответствующими государственными органами, предприятиями, организациями, учреждениями, объединениями, органами территориального общественного самоуправления. О результатах рассмотрения рекомендаций и принятых мерах сообщается комиссии в месячный срок.

Депутатские группы в местных Советах создаются для коллективного обсуждения вопросов, входящих в компетенцию Совета, и совместной реализации предвыборных программ. Порядок образования и деятельности таких групп определяется регламентом Совета.

Работой местных Советов руководят их председатели, которые избираются из числа депутатов на сессии соответствующего Совета путем тайного голосования. Они представляют Совет во взаимоотношениях с иными государственными органами, органами территориального общественного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, объединениями и гражданами; возглавляют президиум Совета; подписывают решения и протоколы заседаний Совета, его президиума, издают в пределах своей компетенции распоряжения; решают иные вопросы, связанные с деятельностью Совета.