avangard-pressa.ru

Местное управление. Новое территориальное деление Франции - Право

Старое административное деление Франции на исторические провинции было уничтожено Учредительным собранием. Для удобства управления Франция разделялась на восемьдесят три искусственных департамента, приблизительно равных по территории и количеству населения. Департаменты подразделялись на округа - дистрúкты. Дистрикты подразделялись на кантóны. Кантон представлял собой не территориальный округ, а низшую избирательную единицу. В кантонах происходили первичные собрания активных граждан. Дистрикты подразделялись на общины в городах и сельских округах.

Из-за недоверия к прежней бюрократической централизации и под влиянием идеи народного суверенитета вводилось полное местное самоуправление. Все местные должностные лица избирались самим населением, активными гражданами. Во главе департаментов стояли Генеральные советы из 36 членов. Они избирались на два года выборщиками и собирались в течение года на один месяц. Из своей среды они избирали постоянный исполнительный орган - директóрию из восьми членов. Управление в общúнах - муниципалитетах вверялось мэру и муниципальному совету из выборных членов.

Король мог отменять распоряжения местных властей, противоречащие законам и его постановлениям. В случае «упорного неповиновения» ему предоставлялось право временного отрешения их от должности. Это распоряжение короля предоставлялось на усмотрение законодательного собрания, которое и решало окончательно вопрос.

Во Франции тем самым произошёл резкий переход от бюрократической централизации к самой широкой децентрализации. До революции власть на местах принадлежала назначаемым и смещаемым королем интендáнтам провинций. В провинциях отсутствовали выборные должностные лиц. Конституция же вводила управление через выборных местных должностных лиц при отсутствии назначаемых центральной властью должностных лиц на местах. При абсолютной монархии Франция не была приучена к самоуправлению даже в делах местного характера, а теперь и общегосударственные дела передавались в руки выборных органов местного самоуправления. Органам местного самоуправления подчинялись полиция, войска. Активные граждане избирали судей, сборщиков налогов. Французское общество к такому самоуправлению было явно не готово. Оно привыкло на всё ждать указания сверху, из столицы.

Конституция разрушала почти всякую возможность управления Францией законной центральной властью, сделав местные выборные органы власти почти независимыми. Центральная власть не могла ни утверждать, ни смещать выборных должностных лиц местной администрации, и не имела на местах своих представителей. В результате под номинальной властью Парижа в революционной Франции имелось свыше сорока тысяч полусамостоятельных общин - маленьких республик. Страна находилась в состоянии полуанархии, неуправляемости. В смутный период революции власть на местах досталась энергичному и решительному революционному меньшинству при пассивности большинства населения.

Судебная власть

Судебная власть по конституции вручалась избранным населением на определённый срок судьям и объявлялась независимой от исполнительной и законодательной властей. Учредительное собрание в 1790 г отменило старую судебную систему, создав основы новой судебной системы Франции. Наибольшее политическое значение имели два вопроса: о порядке назначения судей и участии присяжных в решении дела. Одним из важнейших конституционных принципов Англии по акту об устроении 1701 г. являлась несменяемость назначаемых королём судей. Учредительное собрание отвергло принцип несменяемости судей и постановило, что судьи независимы от короля и избираются активными гражданами на местах на разные сроки - от двух до шести лет. В результате судьи попали в зависимость от местных партийных деятелей.

Учредительное собрание ввело институт присяжных по образцу Англии, где присяжные призывались к рассмотрению как уголовных, так и гражданских дел. Учредительное собрание ограничило область действия присяжных только уголовными делами и не ограничилось введением только одного судебного малого жюри присяжных. Дела о предании суду предоставлялись большому обвинительному жюри присяжных.

Учредительное собрание учреждало мировых судей, главная цель которых состояла в окончании возникавших незначительных гражданских дел примирением сторон. Для установления единства в судебной практике и соблюдения правильности в применении законов учреждался кассационный суд.