avangard-pressa.ru

Место дисциплины «региональная экономика и управление» в структуре основной образовательной программы высшего профессионального образования - Экономика

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины является освоение теоретических и практических методов для организационно-управленческой и аналитической деятельности в области организации управления региональной экономикой и ее важнейшими сферами.

Задачи изучения студентами дисциплины «Региональная экономика и управление»:

· изучение роли региональных аспектов и факторов в социально-экономическом развитии;

· изучение проблем регионального развития и региональной экономической политики;

· освоение теоретических основ региональной экономики и методов региональных исследований.

· обучение студентов следующим видам профессиональной деятельности:

· формулировать и решать научно-исследовательские, учебные и учебно-профессиональные задачи;

· выбирать оптимальные методы воздействия государственных органов на экономическую деятельность субъектов территории;

· уметь обрабатывать полученные результаты, анализировать и интерпретировать;

· вести библиографическую работу по учебной дисциплине.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ» В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дисциплина «Региональная экономика и управление» относится к вариативному блоку профессионального цикла Б3, и является составной частью учебной программы будущих педагогов профессионального обучения в сфере экономики и управления.Содержание дисциплины предполагает проведение занятий в различных организационных формах: лекции, практические занятия, деловые игры, самостоятельная работа студентов со справочной и научной литературой и др. Изучение материала необходимо вести в форме, доступной пониманию студентов, соблюдать единство терминологии в соответствии с действующими стандартами.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

2.1. Из курса «Прикладная экономика»:

Знания: средств, законов и правил ведения хозяйства.

Умения: получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные.

Владения: методами и приемами оценки экономического состояния организации, текущих и перспективных бизнес-планов и разработки программ создания и развития организации.

2.2. Из курса «История экономики»:

Знания: Понимание движущих сил и ключевых закономерностей развития организаций различных форм собственности.

Умения: работать с большим объемом экономической информации: находить, отбирать, анализировать, проводить презентацию.

Владения: практическими приемами позволяющими оценить влияние глобальных экономических процессов на отрасль и компанию в среднесрочной и краткосрочной перспективе.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· Коммерческая деятельность;

· Выпускная квалификационная работа.

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ»

Дисциплина «Региональная экономика и управление» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС ВПО по направлению подготовки «Профессиональное обучение (по отраслям)»:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций или их составляющих:

общекультурные компетенции:

· способен научно анализировать социально-значимые проблемы и процессы, умеет использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах профессионально–педагогической деятельности (ОК-15);

профессиональные компетенции:

· способен организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать:

· сущность, структуру, задачи и особенности федерального ирегионального управления;

· взаимосвязь управления с социальными и экономическими процессами протекающими на территории (страны, региона, муниципального образования);

· основные нормативно-правовые акты, служащие основой функционирования органов федерального ирегионального управления.

Уметь:

· разбираться в системе органов федерального ирегионального управления;

· оценивать экономические и социальные условия, оказывающие влияние на функционирование организаций и органов федерального ирегионального управления, а так же выполнения государственных программ.

Владеть:

· механизмами функционирования государственной власти, а также механизмами принятия решений в системе органов федерального ирегионального управления;

· технологиями осуществления государственных программ.

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ «региональная экономика и управление»

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 180 часов (5 зачетных единиц); из них: аудиторная – 74 часа, самостоятельная – 106 часов.

Таблица 1

Вид учебной работы Очная форма обучения Заочная форма обучения Очная с полным сроком обучения Очная с сокращенным сроком обучения Заочная с полным сроком обучения Заочная с сокращенным сроком обучения Общая трудоемкость дисциплины 5 (180) 5 (180) 5 (180) 5 (180) Аудиторные занятия лекции практические занятия семинарские занятия - - - - лабораторные работы - - - - другие виды аудиторных занятий - - - - Самостоятельная работа изучение теоретического курса курсовая работа контрольная работа - - домашние задания подготовка к экзамену Вид промежуточного контроля экзамен экзамен экзамен экзамен Курс Семестр

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины «Региональная экономика и управление»

Таблица 2

№ п/п Разделы учебной дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной деятельности и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) Лекции Практические занятия СРС Консультации 1. Теоретические основы региональной экономики 1,2 Еженед. Собесед. – 1,2; Участие в практ. занятии – 2. 2. Существующие направления развития региональной экономики 2,3 Еженед. Собесед. – 2,3; Участие в практ. занятии – 3. 3. Региональная политика государства 3,4,5 Еженед. Собесед. – 3,4,5; Участие в практ. занятии – 4,5. 4. Региональная финансовая политика 5,6 Еженед. Собесед. – 5,6; Участие в практ. занятии – 6. 5. Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность регионов 6,7,8 Еженед. Собесед. – 6,7,8; Участие в практ. занятии – 7,8. 6. Отраслевая структура экономики и ключевые рынки товаров и услуг 9,10,11 Еженед. Собесед. – 9,10; Участие в практ. занятии – 10,11. 7. Экономика федеральных округов РФ 11,12, 13 Еженед. Собесед. – 11,13; Участие в практ. занятии – 12,13. 8. Региональные эколого-экономические проблемы России и пути их решения 13,14 Еженед. Собесед. – 13,14; Участие в практ. занятии – 14. 9. Внешнеэкономическая деятельность России и ее регионов 14,15 Еженед. Собесед. – 14; Участие в практ. занятии – 15. Итого за 7 семестр Экзамен

4.3. Содержание дисциплины