avangard-pressa.ru

Музыкальное воспитание детей в условиях образовательных учреждений и семьи 4 - Педагогика

ГОУ ВПО МарГУ, ФПП

г. Йошкар-Ола

Научный руководитель: Лоскутова Р. Р.

ИГРОВЫЕ МЕТОДИКИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Роль музыкального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста очень важная, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будет производиться знание художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов. Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду - а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.

В музыкальном воспитании восприятие музыки детьми является ведущим видом деятельности. И исполнительство, и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Сведения о музыке так же даются в опоре на ее «живое» звучание. Развитое восприятие обогащает все музыкальные проявления детей. Но и все виды музыкальной деятельности могут служить средствами его развития. Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Процесс музыкального воспитания включает в себя все виды музыкальной деятельности и в том числе театрализацию. В занятиях музыкой театрализация должна занимать весомое место, наряду с другими видами деятельности театрализация оказывает большое влияние на развитие у ребенка творческих способностей, образного мышления. В зависимости от используемых методик преподавания музыки, педагог может взять за основу проводимых занятий театрализацию. Элементы театрализации могут быть использованы как при проведении развлекательных мероприятий и праздников, так и на основных занятиях, начиная с младшей группы. В процессе музыкального воспитания детей постепенно усложняются упражнения, выполняемые ребенком, и вместе с тем возрастает и его самореализация в творческой сфере.

Основы организации музыкального воспитания дошкольников.

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности. Что касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности, и задача педагога развить музыкальные способности ребенка, ознакомить ребенка с музыкой. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними. Содержание музыкального воспитания дошкольника является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке. В этот период формируется, прежде всего, восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей в целом.

Ребенок, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки и подпевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. И здесь задача педагога - стремиться развить у детей певческое звучание, увеличить доступный для этого возраста объем вокально-хоровых навыков. Детей можно подводить к тому, что бы они передавали в пении свое отношение к исполняемому произведению. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительства, творчество, музыкально- образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально-ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах. Музыкально- образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д., а так же специальные знания о способах исполнительства. Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.

Основная цель музыкального воспитания ребенка - получить эстетически воспитанную и развитую, умеющую эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения личность, научить малыша проникаться настроением, мыслями, чувствами. Музыкальное воспитание в детском саду подчинено общей цели всестороннего и гармонического воспитания личности ребенка и строится с учетом своеобразия музыкального искусства и особенностей дошкольников.

Воспитание и привитие художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку - вот главная задача родителей и педагогов. Для осуществления этих целей необходимо комплексное воздействие на ребенка основных видов музыкальной деятельности: пения, музыкально-ритмического движения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах, театрализованной деятельности.

Большое значение в приобретении детьми этих знаний, умений, навыков оказывают систематические музыкальные занятия и игры, успешное проведение которых зависит не только от умения взрослого правильно наметить цели, подобрать и умело применить по отношению к ребенку свои знания, но и от того, как оснащены эти занятия наглядным материалом и музыкальными игрушками и инструментами.

Музыкальное воспитание ребенка должно происходить комплексно, в совокупности с применением различных методик и использовании творческого потенциала воспитателя и ребенка. В качестве основных программ должны выбираться те, которые имеют наибольшую направленность на развитие художественно-творческих основ личности, что способствует психологическому раскрепощению каждого ребенка. В программе музыкально-ритмического воспитания важен богатый выбор танцевальных и ритмических композиций, подбор музыкального сопровождения, под которое дети смогли бы не только петь, но и танцевать. В процессе занятий важно также развитие у ребенка чувства ритма, которое есть у каждого ребенка, но его необходимо выявить и развивать. Необходимо также предусмотреть взаимодействие между детьми и родителями посредством их совместного участия в праздниках, в музыкальном и театрализованном исполнительстве, в разнообразных играх и затеях. Взаимодействие воспитательного учреждения и семьи на всех этапах создания детских праздников формирует у родителей понимание значимости такого события для ребенка

В процессе музыкального воспитания детей необходимо уделять внимание программам, развивающим голосовой аппарат ребенка, подготавливающим его к правильному, интонационно выразительному произношению, позволяющим развивать сценическую речь, свободу самовыражения. Все выбранные для развития ребенка программы должны дополнять друг друга, а не противоречить.

С целью приобщения ребенка к музыке, развития у него музыкальных способностей используются различные музыкальные инструменты, игрушки, картины и наглядный материал. Преподаватели музыки детям понимают, что успех музыкального воспитания во многом зависит от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами, от правильного их применения вне занятий (дома) с учетом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей родителей.

Заключение.

Музыкальное воспитание детей выступает сложной системой взаимосвязей. Только благодаря активному взаимодействию между ребенком, педагогами и родителями появляется возможность наиболее эффективно реализовать задачи музыкального воспитания: приобщить ребенка к музыкальной культуре и культуре в целом, а также развить его творческие способности.

Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре. Пусть это понимание будет примитивным, но оно значимо для личности. Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей, можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.

Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры. Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического мастерства, условий, методов воспитания, внимания, как родителей, так и воспитателей. Так же важно чтобы педагог-музыкант в детском дошкольном учреждении подготовил музыкальную базу ребенка для дальнейшего его развития.

В музыкальном воспитании, как школьников, так и дошкольников важно отношение учителя к ребенку, как учитель преподносит музыкальные произведения и игры.

Артюшкина Т.В.

МДОУ № 6 «Радуга»

г. Козьмодемьянск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Е. И С. ЖЕЛЕЗНОВЫХ «МУЗЫКА С МАМОЙ»; И.КАПЛУНОВОЙ, И.НОВОСКОЛЬЦЕВОЙ «ЛАДУШКИ» НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В сфере современного музыкального образования происходит большой творческий подъем. Создаются различные программы и технологии по отдельным видам музыкальной деятельности: пению, ритмическим движениям, театрализованным играм. Каждое из этих направлений является частью общего музыкального воспитания.

Основной задачей педагогов-музыкантов является введение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой. Ранний возраст, по мнению специалистов, является уникальным, стратегическим важным для всего последующего умственного эмоционального и физического развития человека.

Цель музыкального руководителя использование технологии: «методика раннего музыкального развития «Музыка с мамой» Е. и С. Железновы и программа «Ладушки» И. Каплунова, И. Новоскольцева позволяют ребенку раннего дошкольного возраста не только в увлекательной и игровой форме войти в мир музыки, но развивают умственные и физические способности, а так же способствуют адаптации ребенка.

Цели определяют задачи:

- Создание благоприятного психологического и эмоционального климата на занятиях;

- обеспечение высоко уровня продуктивности в усвоении знаний, приобретение навыков и умений малышом.

Музыкальные занятия проходят в игровой форме, построены на частой смене видов деятельности. Это обеспечивает комплексный подход.

Игра, по утверждению психолога Г.С.Тарасова - это эмоциональная непосредственность мотивов, устремленность к цели, оценка результатов деятельности, усвоение нового. В ней зарождается личность ребенка.

В условиях музыкального занятия игры носят развивающий характер.

Структура занятий включает в себя такие элементы как:

1. Подвижные игры, ритмика, логоритмика, которые способствуют развитию основных двигательных навыков (крупная моторика); развитию координации движений. Игры на социальную адаптацию.

2. Разминка - способствует формированию у детей основных двигательных умений и навыков, способствует развитию музыкального восприятия детей.

3. Пальчиковые игры и жестовые игры - имеют большое значение для общего физического и психофизического развития ребенка. Благодаря этим играм ребенок получает разнообразные сенсорные и эмоциональные впечатления.

4. Игровой массаж - снимает напряжение. Улучшает кровоснабжение кожи, уменьшает напряжение мышц, дыхание. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему. Игровой массаж способствует развитию фантазий детей, например, бегающий по дереву жучок, паучок или капающий дождик, прыгающий мячик.

Таким образом, группа детей и музыкальный руководитель - это единое целое. Использование современных технологий: Е. и С. Железновых «Музыка с мамой» и «Ладушки» И.Каплуновой, И. Новоскольцевой помогает превратить каждое занятие в маленький праздник.

Следуя системе занятий к концу года можно любоваться на своих малышей. И можно решить главную методическую задачу - обогатить детей знаниями и представлениями в процессе веселых насыщенных развивающих игр.

Ендальцева Н.М.

МДОУ д/с № 16

г. Йошкар-Ола

МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема мужского и женского начала стара как мир. К ней обращались философы, поэты и враги. В разные времена, в разных обществах по разному растили «настоящих» мужчин и «настоящих» женщин.

Мальчики и девочки - два разных мира, две разные планеты с разным типом мозга, разным типом мышления, у них разная эмоциональная активность и возбудимость (18% у девочек и 46% у мальчиков), у них разное здоровье (10% девочек и 43% мальчиков имеют различные нарушения)

Мужчину в мальчике, женщину в девочке следует воспитывать с раннего детства. Известно, что именно в дошкольном возрасте формируется полоролевая (гендерная) идентичность.

Зная психологические основы половой дифференциации дошкольников можно лучше реализовать поставленные задачи в музыкальном воспитании.

Главная задача в музыкальном воспитании – помочь ребенку войти в мир музыки, понять ее содержание и овладеть сложным музыкальным языком. Дошкольники по-разному расположены к восприятию произведений различных видов искусства. Восприятие музыки для мальчиков представляет большую трудность, чем для девочек. Это связано с психологическими особенностями. Специфика гендерного развития предполагает использование по преимуществу зрительных символов для мальчиков и слуховых - для девочек. Синтез музыки, живописи, литературы дает больше возможностей для развития музыкальной культуры ребенка. Значение этих видов искусства подчеркивали такие выдающиеся музыканты и педагоги - просветители, как Б.Л.Яворский, Д.Б. Кобалевский.

При организации музыкальных занятий не следует настойчиво требовать полного ответа от мальчиков (у них хуже развита скорость речи), не следует так же требовать от мальчиков «женского» поведения при ответах. Девочки смотрят в лицо педагогу, а мальчики смотрят в сторону, но это не значит, что они не думают, не ищут решений. Девочкам важно как, каким тоном их оценили, а мальчикам - что именно в их деятельности было оценено. Необходимо одобрять любые усилия ребенка.

Хорошо раскрываются дифференцированные черты каждого пола в театральной деятельности. В гендерном отношении все сказки, мифы, легенды можно условно разделить на три группы: «мужские», главный герой – мужской персонаж, «женские», главная героиня - персонаж женского рода; «смешанные», где есть два главных героя обоих полов.

«Мужские» сказки отражают мужские стратегии поведения, отношения к жизни, ее уроки (сказки «Три поросенка», «Колобок» и т.д.)

«Женские» сказки помогают девочке постичь смысл женственности и тайну, вариации взаимоотношений с другим полом (сказка «Красная шапочка», «Маша и медведь», «Золушка», «Морозко»)

«Смешанные» сказки повествуют о взаимоотношениях и взаимовлиянии мужественности и женственности и их гармонизации. (Спящая красавица», «Снежная королева» и т.д.)

В сказках ребенок идентифицирует свое «Я» с определенной социальной ролью: мальчик - с сударем, рыцарем, джентльменом и т.д.; девочка – с дамой, сударыней, принцессой, что приводит к констатированию сути поведения данной роли.

Гендерный подход определяет соответствие методов руководства музыкально-дидактическими играми их содержанию и специфике игровых стилей детей разного пола. Такие музыкально-дидактические игры как: «Гендерная мозаика», «Маска - я тебя знаю», «Гендерный образ», «Страна игрушек», «Гендерная игротека» удовлетворяют потребность мальчиков в соревновательности и победе («Победила дружба» - это не для них!), а девочек учат умению договариваться и освоению принципов компромисса.

Методическим инструментарием гендерной идентификации являются:

- моделирование игровых ситуаций;

- фрагменты сюжетно - ролевых игр;

- составление мини - рассказов;

- проведение тематических работ и развлечений («Мое любимое имя», «Винтики - конфеточки, мальчики и девочки», «Модники и модницы» и т.д.).

Мастерство музыкального руководителя заключается в методически грамотном использовании опыта детей обоих полов и гармоничном включении его в контекст обучения. Не менее важной является необходимость заинтересовать родителей перспективами гендерного направления развития детей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе. Только при взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи полоролевое воспитание детей дошкольного возраста будет наиболее эффективным.

Сегодня всемирный индикатор качества образования - воспитание детей с учетом их гендерных особенностей.

Заложив основы женственности и мужественности в детях в ранние годы, мы поможем им в будущем справляться со своими социальными ролями. Это определяет содержание работы по осуществлению дифференцированного подхода в процессе воспитания и обучения мальчиков и девочек в музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание должно внести свой весомый вклад в решение спектра проблем гендерной социализации дошкольников, в формирование их личности и подготовку к выполнению будущих социальных ролей.

Колупаева Н.Г.

МДОУ № 1 «Росинка»

г. Козьмодемьянск

РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВОКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ РАЗМИНКИ

В настоящее время преобразованиям в духовной сфере общества придается особенно большое значение.

Приобретение первичных умение вокального исполнительства, а также других видов музыкальной деятельности приносит ребятам истинную радость. Выполняемые детьми задания, усложняясь по мере надобности, становятся для них источником эстетического удовольствия. Примером таких заданий являются вокально-двигательные разминки. В упражнения, предназначенные для вокально-двигательной разминки, заложены определенные цели. Все вышеизложенное явилось исходной предпосылкой в выборе темы исследования и определило ее актуальность.

Правильный режим голосообразования является результатом специальной работы по постановке певческого голоса. Эту работу необходимо начинать с детьми уже в дошкольном возрасте, который чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков.

О необходимости раннего обучения правильной вокализации говорил еще А.Е.Варламов, композитор и педагог, он считал, что если ребенка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом.

Однако в сегодняшней практике музыкального воспитания педагоги не занимаются постановкой детских певческих голосов в собственном смысле этого слова. Занятия с детьми по пению в большинстве случаев сводятся к разучиванию песен и работе над чистотой интонирования мелодии голосом. Этому много причин, в том числе отсутствие специальной методики постановки певческого голоса дошкольника. Она, к сожалению, не создана до сих пор, что наносит серьезный ущерб не только певческому и общему музыкальному развитию детей, но и их здоровью.

Сложность ситуации заключается не только в том, что методика постановки певческого голоса - самая тонкая и сложная в сравнении с методиками по другим видам музыкальной деятельности, но и в том, что ее реализация предполагает владение педагогом своим собственным певческим голосом, чтобы красиво и правильно показывать песни детям. Для того, чтобы научить детей петь, сформировать у них основные певческие навыки, педагог должен понимать базисные механизмы вокализации и обладать особой способностью - вокальным слухом, чтобы услышать, правильно ли поет ребенок и как его нужно поправить.

Начинать вокальные занятия с детьми необходимо с формирования правильной «певческой стойки» - положения корпуса и головы во время пения. Она способствует организации певческого дыхания и резонирования, которые являются основой красивого певческого звука, обеспечивая его всеми необходимыми качествами.

Постоянно проводится и корректируется работа над певческим дыханием, которое является главным звеном единого певческого процесса. «Пение - это дыхание» - аксиома, известная всем, кто занимается этой областью искусства.

Еще одно важное звено певческого процесса - артикуляция. Если у ребенка нет каких-либо дефектов произношения, работа над артикуляцией не должна быть утрированной. При достаточном владении певческим дыханием артикуляция будет естественной и легкой. Ее четкость во многом зависит от понимания ребенком смысла произносимых слов.

Певческое звучание ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения.

Таким образом, во время обучения дошкольников пению следует вначале определить диапазон голоса каждого ребенка и стремиться систематически его укреплять, чтобы большинство детей могли свободно владеть своим голосом. Наряду с этим важно создать благоприятную «звуковую атмосферу», способствующую охране голоса и слуха ребенка.

Целью нашей работы является исследование особенностей развития вокально-хоровых навыков у старших дошкольников средствами вокально-двигательной разминки.

При разработке содержания диагностической методики мы стремились, чтобы они: во-первых, были собственно музыкальными; во-вторых, давали возможность судить об уровне развития исследуемых вокально-хоровых навыков совокупности составляющих их компонентов. Методика развития вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста является авторской. Эксперимент проводился с 2006 по 2007 год в старших группах детского сада на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения № 1 «Росинка» г. Козьмодемьянска, в количестве 10 человек в экспериментальной группе и в количестве 10 человек контрольной группы.

При помощи специально подобранных, мелодических отрывков мы определяли дикцию детей. Для уточнения знаний о звукообразовании мы предлагали дополнительные задания на воспроизведение голосом интервалов и небольших мелодических отрывков на определенные звуки. После этого мы определяли у детей правильность их дыхания во время пения. Для этого мы использовали разъяснение и показ, где и как нужно брать дыхание, как его расходовать по музыкальным фразам. При проверке чистоты интонации давались следующие задания: пение одной мелодии педагогом (восприятие детьми мелодии с голоса); исполнение мелодии на фортепиано, других инструментах; упражнения на звукоподражания (ку-ку, ду-ду).

Для проверки чувства ансамбля (от французского - вместе) мы использовали прием пение вместе с педагогом, где следует стремиться не только к одновременности пения, но и его выразительности: мягкие окончания фраз, динамические оттенки, смысловые акценты, качество звуковедения, соответствующего характеру музыки.

Подводя итоги нашего экспериментального исследования, нами было выявлено следующее:

1. В экспериментальной группе до начала эксперимента у 62 % детей был низкий уровень развития вокально-хоровых навыков. После проделанной нами работы детей с низким уровнем в этой группе стало всего 8 %. Таким образом, можно говорить о динамике развития вокально-хоровых навыков детей. Аналогичная картина наблюдается и на высоком уровне: до начала эксперимента - 10 %, а после него - 46 %. А на среднем уровне картина не изменилась, оптимальный уровень развития вокально-хоровых навыков был у 6% детей, а на контрольном этапе эксперимента оптимальный уровень сформированности вокально-хоровых навыков выявился у 18 % детей.

2. В контрольной группе тоже выявились изменения до начала эксперимента на низком уровне находилось 34 % детей, к концу эксперимента это количество понизилось до 22 % детей. Этот процент детей переместился на высокий и средний уровень. Оптимальный уровень тоже повысился с 4 % до 10 %. Это может быть связано с индивидуальными и возрастными особенностями развития детей старшего дошкольного возраста.

Данные исследования свидетельствуют об изменении уровней сформированности вокально-хоровых навыков детей с момента констатирующего этапа эксперимента до контрольного.

Таким образом, гипотеза нашего исследования нашла свое экспериментальное подтверждение - развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если в процессе обучения и развития используются вокально-двигательные разминки.

Литература

1. Давыдова, М.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: «ВАКО», 2006. - 108 с.

2. Значение голосовых упражнений в развитии ребенка / Кацер, О.В. // Музыкальная палитра. - №1, 2003. - 75 с.

3. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников. Наш веселый хоровод / Мерзлякова, С.И., Мерзлякова, Т.Л. М.: 2002. - 56 с.

4. Радынова, О.П. Музыкальное развитие детей - М.: 1997. - 135 с.

Лоскутова Р.Р.

ГОУ ВПО МарГУ, ФПП

г. Йошкар-Ола

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ И СЕМЬИ

В настоящее время с особой остротой стоит задача духовного возрождения нашего общества. Эстетическое воспитание является приоритетным в духовном становлении личности. По выражению Б.Лихачева, личность, вступающая в XXI век, «это личность человека образованного, всесторонне развитого во всех видах культуры, духовно богатого, с развитым диалектическим мышлением, пониманием значимости общечеловеческих ценностей, проявляющего творческие подходы в любом деле, обладающего высокими гражданскими качествами».

Для современной музыкальной педагогики характерна гуманистическая направленность. В центре ее внимания находится решение проблемы личностно-ориентированного образования. Общество заинтересовано в том, чтобы его граждане обладали мощным духовным потенциалом, были способны самостоятельно и творчески действовать, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Музыкальное искусство, как и любое другое, активно помогает решать задачи гуманизации образования, поскольку оно всегда служило символом добра, красоты, гармонии человеческих чувств, переживаний.

Музыка, как и другие виды искусства, является специфической формой отражения действительности. Глубоко воздействуя на чувства, волю людей, она способна благотворно влиять на формирование их личности. Сегодня, когда мир музыки представлен чрезвычайно широким спектром различных стилей и направлений, особенно актуальной становится проблема воспитания у слушателей хорошего вкуса, помогающего отличать высокохудожественные музыкальные произведения и низкопробные. Поэтому очень важно, на наш взгляд, сформировать у юного поколения высокие духовные потребности и разносторонние художественные способности. Для этого необходимо широко использовать в повседневной практике обучения и воспитания детей лучшие образцы музыкального искусства [7].

Становлению музыкальной культуры личности придается огромное значение в современных педагогических исследованиях. Значимость приобщения детей к миру культуры с первых лет жизни подчеркивали Б.Г.Ананьев, Л.А.Безбородова, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, М.Б.Зацепина, Э.В.Ильенков, Д.Б.Кабалевский, Т.С.Комарова, А.В.Кенеман, А.Н.Леонтьев, О.П.Радынова, Р.М.Чумичева и др.

В процессе становления музыкальной культуры особенно успешно формируется нравственный облик ребенка. Более глубокий смысл данного положения заключается в том, что нравственность в своей основе есть и функция чувства, она должна начинать формироваться в такой период, когда эти чувства свежи и пластичны. Влияние музыки на нравственные чувства детей начинается с тех светлых переживаний, которые связаны со слушанием первых пьес, с пением простых песен, с музыкальными играми.

Музыкальные произведения разнообразны по своему социально-образному содержанию. Трудно передать словами всю гамму переживаний человека, выраженных в различных музыкальных произведениях. Музыка неразрывно слита с жизнью отдельной личности и с жизнью общества. В ходе становления музыкальной культуры выступают нераздельно и взаимозависимо процессы сенсорные, интеллектуальные, эмоциональные. Особая сила музыки заключается в ее свойстве непосредственно передавать растущее, развивающее чувство, благодаря этому музыкальное воспитание занимает большое место в формировании личности, а сама музыка является важным фактором в развитии ребенка.