avangard-pressa.ru

Описание предлагаемого пакета методик - Науковедение

Часть 5.

Разработка пакета методик и инструментария для оценки социально-личностных компетенций бакалавров и магистров (входная, промежуточная, итоговая оценка)

Москва 2012

ВВЕДЕНИЕ

Оценка социально-личностных компетенций бакалавров и магистров, с нашей точки зрения, предполагает измерение установок, навыков и умений в таких сферах как лидерство, работа в команде, самообучение, а также способности в понимании себя. В рамках проекта были выбраны соответствующие тестовые методики. Основными общими критериями для выбора были следующие: простота и доступность инструмента, возможность проводить on-line тестирование и автоматическую обработку результатов. Обоснование использования методик и теоретический анализ измеряемых психологических конструктов приводится в разделе «Описание предлагаемого пакета методик». Текст опросников и способы интерпретации результатов приводятся в части «Инструментарий». К рассмотрению в данной части предлагается соответствующий тестовый пакет методик. Содержащиеся в пакете методики являются авторскими продуктами, и использование последних в диагностических и иных целях должно быть согласовано с правообладателями.

ОПИСАНИЕ ПРЕДЛАГАЕМОГО ПАКЕТА МЕТОДИК

1.1 Измерение и оценка лидерства как социально-личностной компетенции: Многофакторный Опросник Лидерства (Bass, B. M., & Avolio, B. J. (1990). Multifactor leadership questionnaire. Palo Alto, CA: Consulting Psychologist Press.)

Определение лидерства

Слово лидер происходит от английского lead (вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – человек, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

Лидерство определяют как процесс социального влияния, при котором лидер ищет добровольного участия подчиненных в деятельности по достижению организационных целей; или как процесс оказания влияния на групповую активность, которое направлено на достижение целей. Лидерство определяют также как конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью группы.

Таким образом, лидерство можно определить как тип взаимодействия, направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Лидерство – это способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей. Имеется множество средств, с помощью которых можно оказывать влияние на других и вести людей за собой.

Согласно личностной теории, лидеры обладают определенным набором общих для всех личных качеств. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными лидерами. Некоторые из этих изученных черт – это уровень интеллекта и знания, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.

Однако изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Но в разных ситуациях эффективные лидеры обнаруживали разные личные качества. Исследователями был сделан вывод, что человек не становится лидером только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств.

Поведенческий подход создал основу для классификации стилей лидерства. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей феномена лидерства. Этот подход к изучению лидерства сосредоточил свое внимание на поведении лидера. Согласно поведенческому подходу, эффективность определяется не личными качествами лидеры, а скорее его манерой поведения по отношению к окружающим.

Важный вклад поведенческого подхода в теорию лидерства заключается в том, что он помог провести анализ и составить классификацию стилей лидерства. Стиль лидерства – это привычная манера поведения лидера по отношению к окружающим, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей.

Ни подход с позиции личных качеств, ни поведенческий подход не смогли выявить логического соотношения между личными качествами или поведением лидера, с одной стороны, и эффективностью, с другой. Это не означает, что личные качества и поведение не имеют значения для лидера. Наоборот, они являются существенными компонентами успеха. Однако более поздние исследования показали, что в эффективности лидерства решающую роль могут сыграть дополнительные факторы. Эти ситуационные факторы описывают контекст конкретной задачи или ситуации, в котрой человеку необходимо проявить лидерские навыки.

Критерии оценки лидерства

Качества эффективного лидера:

- соответствие действий целям команды. Лидер должен создавать четкие ориентиры для себя и своих подчиненных (или соратников), определять цели и задачи.

- заинтересованность в других участниках команды. Команда должна строиться на принципах единоначалия, поддержки , понимая и взаимопомощи.

- противодействие конфликтам. Лидер должен устанавливать рамки, не позволяющие разногласиям перетекать в конфликты.

- умение слушать и слышать. Участники команды всегда хотят быть услышанными своим лидером, ведь от этого будет зависеть уровень их удовлетворенности работой, а от этого и качество выполняемых ими действий.

- совместное принятия решений. Ответственность за результат всегда лежит на руководителе, однако это вовсе не означает что процесс принятия решений также должен быть единоличным. При совместном разборе могут проявляться детали, на которые один человек не обратил бы внимание.

- учет индивидуальных различий. Эффективные члены команды уважают мнения других и считают личные позиции плюсом, а не минусом.

- свободное выражение идей. Хороший член команды не молчит. Если у него есть мнение по какому-то вопросу, он его выражает — даже если оно противоречит мнения всех остальных.

- наличие обратной связи по поводу работы команды. Хорошие команды разрабатывают методы, позволяющие обеспечить постоянную обратную связь по поводу своей работы — что идет правильно, что неправильно и что с этим делать.

Стили лидерства

Стили лидерства определяют совокупность характерных для лидера приемов и способов решения задач управления.

В современной теории лидерства выделяют три основных вида - авторитарный, демократичный и либеральный.

Авторитарный стиль лидерства подразумевает жесткие способы управления, пресечение инициативы «на корню», отсутствие возможности обсуждения принимаемых решений. Мнение подчиненных не учитывается, всякие попытки сделать что-либо не так моментально пресекаются. В основе лежит страх получить наказание за невыполнение или ненадлежащее выполнение своих обязанностей.

Работа строится на основании конкретных инструкций. Лидер не учитывает предложения коллектива и тех событий, которые происходят в нем.

В основе демократичного стиля лежит коллегиальность принятия решений. Лидер обозначает свою позицию, пытается убедить в ней своих подчиненных, принимает их идеи и рекомендации. Используется так называемый метод «Кнута и Пряника».

Либеральный стиль лидерства – можно сказать, что это семья на работе. Лидер есть, но он устранился от руководства. Подчиненные сами определяют что им делать.

Типология лидерства

Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера):

Деловое лидерство.

Оно характерно для групп, возникающих на основе производственных целей. В его основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.

Эмоциональное лидерство.

Оно возникает в социально-психологических группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта.

Ситуативное лидерство.

Такой тип лидерства по своей природе может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией. Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.

Имеются и другие классификации лидерства в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера:

1. Лидер-организатор (выполняет функцию групповой интеграции)

2. Лидер-инициатор (главенствует при решении новых проблем, выдвигает идеи)

3. Лидер-генератор эмоционального настроя (доминирует в формировании настроения группы)

4. Лидер- эрудит (отличается обширностью знаний)

5. Лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом)

6. Лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то виде деятельности)

Также интересной представляется типология лидерства, предложенная Б.Д. Прыгиным. В ее основу положены три различных критерия:

1. По содержанию;

2. По стилю;

3. По характеру деятельности лидера.

По содержанию различают:

1. Лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения.

2. Лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы.

3. Лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.

По стилю различают:

Авторитарный.

Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное оружие – «железная требовательность», угроза наказания, чувство страха. Отнюдь не все авторитарные лидеры грубые, импульсивные люди, но их роднит холодность, властность. Психологический климат в группе, где практикуется этот стиль лидерства, характеризуется недостатком доброжелательности и взаимного уважения между лидером и его последователями. Авторитарный стиль экономит время и дает возможность предсказать результат, но при его использовании подавляется инициатива последователей, и они превращаются в пассивных исполнителей.

Демократический.

Этот стиль, по мнению большинства исследователей, оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. Социально- пространственное положение лидера – внутри группы. Такие лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества. Информация не монополизируется лидером и доступна членам коллектива. При данном стиле усиливаются личные обязательства последователей по выполнению работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле.

Пассивный.

Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний, предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера – по возможности незаметное пребывание в стороне. Лидер избегает конфликтов с людьми и устраняется от разбора конфликтных дел, передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ход деятельности группы. Этот стиль позволяет начать дело так, как видится, возможно, более компетентным подчиненным без вмешательства лидера. Однако группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства. Многие исследователи не выделяют этот стиль как особый, ограничиваясь противопоставлением авторитарного и демократического стилей, так как пассивного лидера трудно назвать лидером.

По характеру деятельности различают:

1. Универсальный тип, т. е. постоянно проявляющий качества лидера.

2. Ситуативный, проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации.

Помимо названных, нередко используется классификация лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:

1. «Один из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива;

2. «Лучший из нас». Лидер, принадлежащий к данному типу, выделяется из группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам и в целом воспринимается как образец для подражания;

3. «Хороший человек». Лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.;

4. «Служитель». Такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т.п.

Лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации).

Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками.

В зависимости от направленности влияния на реализацию целей лидерство делится на:

1. Конструктивное (функциональное), т.е. способствующее осуществлению целей организации

2. Деструктивное (дисфункциональное), т.е. формирующееся на базе стремлений, наносящих ущерб организации

3. Нейтральное, т.е. не влияющее непосредственно на эффективность производственной деятельности.

На практике в настоящее время чаще всего встречаются следующие стили лидерства:

Директорский стиль, когда лидер руководствуется принципом "делай так, как я сказал", держит сотрудников под контролем и в качестве движущейся силы используется поощрение, наказание, инициативу.

Лидер - организатор - это строгий, но справедливый руководитель. Дает подчиненным ясные указания, воздействует убеждением, сообщает каждому свою оценку его качеств и достижений.

Личностный стиль, когда руководитель следует девизу "прежде всего люди, а дело - потом". Доверяет людям, ценит добрые отношения в коллективе. В качестве стимула обеспечивает сотрудникам дополнительные льготы, чувство комфортности, безопасности, спокойствия.

Демократический стиль, когда лидер придерживается принципа "один человек - один голос". Такой лидер побуждает сотрудников активно участвовать в принятии решений, каждого лично контролирует и побуждает к активным действиям.

Стремление задать темп работы. Лидер, стремящийся больше выполнять сам, берется за многие задания, много работает, предполагая, что остальные сотрудники последуют его примеру, предоставляет многим возможность самостоятельно планировать и работать.

Наставнический стиль, когда лидер руководствуется принципом "ты можешь это сделать". Лидер такого типа помогает членам "команды" и поощряет их работать лучше, давая им возможность личного развития.

Теоретическая основа

Термин «личность» (personality) происходит от латинского слова persona, первоначально обозначающее маску трагического или комического характера, надеваемую актёром во время театрального представления в древнегреческой драме. В современной зарубежной психологии существуют разнообразные подходы к определению понятия личности. Например:

Карл Роджерс - описывал личность как субъективно воспринимаемую сущность, сердце наших переживаний.

Гордон Олпорт – личность - внутреннее нечто, определяющее характер взаимодействия человека с миром.

Эрик Эриксон - личность как результат разрешения психосоциальных кризисов.

Джордж Келли – личность - присущий каждому уникальный способ осознания жизненного опыта.

Альберт Бандура - личность - сложное и непрерывное взаимодействие индивидуума, поведения и ситуации.

Несхожесть всех этих подходов к определению понятия личности показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений более многообразное, чем концепции «внешнего социального образа». Все подходы к тому или иному пониманию личности зависят от теоретических представлений.

Структура личности

Каждая персонологическая концепция имеет дело с относительно неизменными характеристиками, которые люди проявляют в различных обществах и в разное время. Простой пример структурной концепции - черта личности. Черта рассматривается как устойчивое качество и склонность человека вести себя определённым образом в разных обстоятельствах. Гордон Олпорт и др. полагали, что структуру личности лучше представить в терминах черт, лежащих в основе поведения. Другие авторы описывают структуру личности при помощи концепции типа личности. Тип личности описывается с помощью совокупности различных черт, образующей самостоятельную категорию с чётко очерченными границами (интраверты и экстраверты).

Теоретический анализ самоактуализации как условие формирования социально-личностных компетенций.

Проблема критериев личностного роста – таких характеристик человека, по которым можно было бы судить о степени его психологического развития, впервые была поставлена в рамках гуманистического направления психологии А. Маслоу в 60-е годы прошлого века. С тех пор и в России, и за рубежом разные исследователи периодически обращались к этой теме, но, несмотря на это и на сегодняшний день как не существует четкого понятия «личностный рост», так и не существует четко выделенных и общепринятых критериев личностного роста. Настоящий параграф представляет собой попытку проанализировать и сопоставить представления различных зарубежных и отечественных авторов – теоретиков и практиков о данной проблеме.

Рассмотрим более подробно те критерии, которые выделяются зарубежными авторами, т.к. именно они носят в большей степени практический характер.

А. Маслоу принадлежит введение нового понятия, которое более объективно отражает, по его мнению, сущность растущей, самоактуализирующейся личности. Это понятие - «полная человечность». Вводя его вместо понятия «психологическое здоровье», А. Маслоу предлагает вместо понятия «невроз» ввести понятие «снижение человечности». Предложение введения подобного рода терминов стало вынужденным ввиду убежденности А. Маслоу в изучении самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для более универсальной психологической науки. По его мнению, изучение увечных, нездоровых людей может сделать психологию «увечной». Для нас важны рассуждения А. Маслоу о том, что чтобы изучать психологическое здоровье и зрелость, а, следовательно, и проблему личностного роста нужно исследовать наиболее зрелых, творческих, интегрированных людей.

А.Маслоу отмечал, что самоактуализировавшиеся люди, которых он изучал, не были совершенны и даже не были свободны от крупных ошибок. Им могут быть свойственны многие проблемы средних людей: чувство вины, тревожность, печаль, внутренние конфликты и т.д. Кроме того, сильная приверженность избранной работе делает их подчас безжалостными в стремлении к своей цели, работа может вытеснять другие чувства или потребности. Несмотря на все эти несовершенства, самоактуализирующиеся люди рассматривались А. Маслоу как «великолепные образцы психического здоровья. По крайней мере, они напоминают нам, что потенциал психологического роста человечества гораздо выше, чем тот, которого мы достигли» (Маслоу. Мотивация и личность).

А. Маслоу обнаружил, что некоторые из самоактуализирующихся индивидуумов стремились испытывать много «пик-переживаний», в то время как другие сталкивались с ними редко, если вообще сталкивались. Он пришел к различению самоактуализирующихся людей, психологически здоровых, продуктивных, но с незначительным опытом трансценденции или вообще без такового, и людей, для которых трансцендентный опыт является важным или даже центральным.

А. Маслоу писал, что люди, трансцендирующие самоактуализацию, чаще сознают мистичность всего, трансцендентное измерение жизни, среди повседневной деятельности. «Пик» или мистические переживания расцениваются ими как наиболее важный аспект их жизни. Они мыслят более холистично, чем «только здоровые» самоактуализирующиеся люди, они более способны трансцендировать категории прошлого, настоящего и будущего, добра и зла, воспринять единство за кажущейся сложностью и противоречивостью жизни. Это скорее новаторы и оригинальные мыслители, чем систематизаторы идей других. По мере развития знания в них развивается и чувство смирения и невежества, они воспринимают вселенную с увеличивающимся трепетом. Трансцендирующие люди более склонны считать себя носителями своих талантов и способностей, поскольку они менее эгоистично вовлечены в свою работу.

Не каждый, имевший мистические переживания, является трансцендирующим самоактуализатором. Многие люди, которым доступны мистические переживания, не обладают психологическим здоровьем и продуктивностью, которые А. Маслоу считает существенным свойством самоактуализации.

А. Маслоу (7) считает, что стремление к более высоким целям само по себе свидетельствует о психическом здоровье. Пытаясь перейти от «обыденного» понимания самоактуализации к «научному определению», Маслоу провел эмпирическое исследование с целью выявить характерные особенности (критерии) самоактуализирующейся личности. Не претендуя на строгое соблюдение требований валидности, надежности и репрезентативности, А. Маслоу выделил в качестве таких критериев следующие:

1. Эффективное восприятие реальности и комфортные взаимоотношения с ней. Такие личности видят действительность такой, какая она есть. Не позволяют страху повлиять на свою оценку. Без труда обнаруживают фальшь и нечестность в личностных взаимоотношениях. Ожидания, тревоги, стереотипы, ложный оптимизм и пессимизм не искажают их восприятия. Они не боятся проблем, которые не имеют однозначных решений, приветствуют сомнения, неопределенность, поиск.

2. Принятие себя, других, мира: особенно подчеркивается, что самоактуализирующиейся личности не чуждо ничто человеческое (животное). Важно то, что они видят и принимают себя, реальность такими как есть и негативное, и позитивное.

3. Спонтанность, простота, естественность (мыслей, побуждений, поведения). Они соблюдают ритуалы условностей, но с добрым юмором и максимальным изяществом.

4. Сосредоточенность на проблемах внешнего порядка в противовес эгоцентрическим тенденциям. Это «способность вознестись над обыденностью, умение отрешиться от частностей, расширить горизонты восприятия, посмотреть на вещи в перспективе», с точки зрения вечности.

5. Отстраненность; потребность в уединении, т.е. «способность к самостоятельным решениям, самоуправлению, к тому, чтобы быть сильным, активным, ответственным, решительным субъектом своих действий, а не куклой в руках других людей», а также способность спокойно и безболезненно переносить одиночество.

6. Автономность, независимость от культуры и среды; воля и активность. Опора на свой собственный потенциал и внутренние источники роста и развития. Высокая система самоуправления и «свободы воли».

7. Непосредственность оценок, свежий взгляд на вещи. Рассматриваемая категория людей обладает способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом, ощущая новизну, умением радоваться жизни, ценить прекрасное. Каждый день жизни богат, это захватывающее и волнующее событие в жизни. Они редко жалуются на скуку, неинтересную жизнь.

8. Вершинные и мистические переживания. Такие люди испытывают сильные волнения, моменты высокого напряжения, а также расслабления, умиротворения, блаженства и толкования. Они чувствуют большую гармонию с миром, выходят за пределы своего "Я".

9. Чувство общности с человечеством. Такие люди сострадают, симпатизируют и любят человечество. Им присуще стремление помочь другим улучшить себя.

10. Глубокие межличностные отношения. В них проявляется способность полностью забыть о себе, о своих нуждах, слиться с близким человеком, раствориться в нем, стать его частью.

11. Демократическая структура характера. Самоактуализирующийся человек освобожден от предрассудков в общении с другими людьми, уважает всех людей, независимо от ранга, статуса, с готовностью учится у других, не проявляя стремления к превосходству.

12. Умение отличать средство от цели, добро от зла. Такие люди придерживаются правовых и этических норм. Они умеют получать удовольствие от самого процесса деятельности, а не от достижения цели.

13. Философское доброжелательное чувство юмора. Их юмор состоит из высмеивания реальных человеческих недостатков. Но это не смех превосходства или враждебный смех, способствующий причинению вреда другому.

14. Способность к творчеству как естественный способ выражения потребностей личности к живому восприятию всего нового. При этом творчество не зависит от того, чем человек занимается.

15. Сопротивление насильственным культурным влияниям, трансценденция культуры. Самоактуализирующиеся личности не принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат, достаточно критично относясь к ней, выбирая из нее хорошее и отвергая плохое. Они не склонны к бездумному бунтарству, но ощущают себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями всей страны.

А. Маслоу писал, что в основании ценностей самоактуализирующегося человека лежит его философское отношение к жизни, его самопринятие, самодостаточность. Одним из следствий такого отношения к жизни, к миру А. Маслоу называет свободу воли: «в чем бы не состоял выбор, он делает его легко и свободно».

Э. Фромм в своей работе «Иметь или быть» дает описание «нового человека», весьма схожего по своим характеристикам с самоактуализирующейся личностью по А. Маслоу. Э. Фромм рассматривает «нового человека» через призму своей концепции «социального характера», которая, в том числе, связана с проблемами саморазвертывания внутренних потенций человека ради полноценной и творческой жизни.

Каковы же эти характеристики, которые, по нашему мнению, могут рассматриваться как критерии личностного роста? Э. Фромм выделяет следующие качества, которые входят в структуру характера «нового человека»:

- готовность отказаться от всех форм обладания ради того, чтобы в полной мере быть;

- чувство безопасности, чувство идентичности и уверенности в себе;

- полная независимость и отказ от вещизма для плодотворной деятельности, направленной на служение людям и радость, получаемая от этого;

- ощущение себя на своем месте;

- любовь и уважение к жизни во всех ее проявлениях;

- стремление умерить, насколько возможно, свою алчность, ослабить чувство ненависти, освободиться от иллюзий;

- отсутствие идолопоклонства в жизни;

- способность к любви наряду со способностью к критическому, реалистическому мышлению;

- освобождение от нарциссизма;

- понимание высшей цели жизни: всестороннее развитие человека и его ближних;

- развитое воображение, как предвидение реальных возможностей положить конец невыносимым условиям жизни;

- стремление не обманывать других, но и не быть обманутым;

- все более глубокое и всестороннее самопознание;

- ощущение своего единения с жизнью, стремление понять природу и жить в гармонии с ней;

- свобода, как возможность быть самим собой, а не как произвол;

- понимание зла и разрушения, как следствия неправильного развития;

- понимание того, что не всем дано достичь совершенства по вышеназванным пунктам, и в тоже время отсутствие амбициозного стремления достичь цели, т.к. подобные амбиции выражают, но только по-иному, алчность и ориентацию на обладание;

- счастье всевозрастающей любви к жизни, независимо от того, что уготовано судьбой.

Э. Шостром эмпирическим путем установил характеристики человека-манипулятора: ложь (фальшь и мошенничество), неосознанность (апатия и скука), контроль (закрытость и намеренность) и цинизм (безверие), - и в противовес выдвинул следующие основные критерии актуализирующейся личности:

- честность (прозрачность, искренность, аутентичность), как способность быть честным в любых чувствах, какими бы они не были;

- осознанность (отклик, жизненаполненность, интерес), как способность самостоятельно сформировать свое мнение о произведениях искусства, о музыке и о всей жизни в целом;

- свобода (спонтанность, открытость), как свобода выражать свои потенциалы и быть хозяином (субъектом) своей жизни;

- доверие (вера, убеждение), как глубокая вера в других и себя, стремление установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и теперь.

В трансактном анализе, исходя из представлений человека о себе, о своей жизни, о способах реализации своей жизни всех людей разделяют на Выигрывающих и Проигрывающих. Выигрывающий – это тот, кто аутентично (подлинно) смотрит и реагирует на все как личность и как член общества, проявляя доверие, заботу, ответственность и искренность. Проигрывающий – это тот, кому не удается быть аутентичным. Под термином «Выигрывающий» не следует понимать человека, который заставляет кого-то проигрывать.

Термин «Выигрывающий» может быть взят нами как ключевой для раскрытия критериев личностного роста. А стремление стать Выигрывающим является, по нашему мнению, мотивирующим фактором на пути к личностному росту.

М. Джеймс и Д. Джонгвард в своей работе «Рожденные выигрывать» представляют характеристику Выигрывающих. Мы же попытаемся ее структурировать. Итак, к критериям личностного роста в трансакционном анализе относятся характеристики Выигрывающих, которые включают в себя:

1. Аутентичность, как возможность быть собой; что предполагает сознательное разрешение себе быть личностью, реализуя свою неповторимую индивидуальность. Аутентичная личность отвергает жизнь в иллюзорном мире представлений о том, какой она могла бы быть, если бы не. Аутентичный человек не предъявляет претензий к другим людям, не пытается манипулировать ими. Он умеет оставаться самим собой, не стремясь создать приятный, вызывающий или соблазнительный образ, не соответствующий действительности. Выигрывающие в представлениях о себе исходят из существующих реалий, правильно учитывая собственные достоинства и собственные недостатки.

2. Независимость, при том в течение долгого времени. И даже если возникают препятствия, Выигрывающие не теряют веру в себя. Они могут восхищаться и уважать других людей, но они никогда не зависит от них полностью и никогда не испытывают благоговения перед другими.

3. Самостоятельность мышления. Выигрывающие не боятся самостоятельно мыслить и применять свои знания, способны отделять факты от мнений и, прислушиваясь к мнению других, приходят к своим собственным заключениям.

4. Ответственность за собственную жизнь. Выигрывающие не разыгрывают из себя беспомощного и не играют в обвинителя. Выигрывающие свободны от догм и ложных авторитетов, поскольку сами для себя достаточно авторитетны.

5. Реагирование на все адекватно ситуации. Реакции Выигрывающих зависят от посланного сообщения, но при этом оберегаются значимость, благополучие и достоинство других людей.

6. Правильное использование своего времени. Выигрывающие адекватно реагируют на события, правильно используют свои способности и свое время, не позволяя себе жить ни розовым будущим, ни безмятежным прошлым. При этом они не сбрасывают со счетов свое прошлое и не пренебрегают планами на будущее. Выигрывающие живут и действуют по принципу здесь и теперь, делая своевременные выводы после неизбежных для каждого человека промахов и падений.

7. Понимание своих чувств и ограничений. Выигрывающие осознают, когда они раздражены, и могут выслушать другого, когда тот раздражен. Они могут влиять на других и поддаваться влиянию, способны любить и быть любимыми.

8. Непосредственность. Выигрывающие умеют быть искренними и непосредственными, получая удовольствие от работы, природы, еды, секса. Они как без чувства ложной скромности радуются собственным достижениям, так и без чувства зависти радуются достижениям других.

9. Забота о других. Выигрывающие - это полнокровные и жизнеспособные люди, которые не ограничиваются только собственными интересами. Состояние общества, положение страдающих и слабых для Выигрывающих часто более важны, чем собственная жизнь. Они живут для того, чтобы сделать мир лучше.

Формирование Выигрывающих и Проигрывающих начинается в раннем детстве, когда от полной зависимости ребенок (подросток) пытается перейти к полной независимости, а затем, по мере получения жизненных уроков, с приобретением зрелости — к независимости.

Э.Эриксон в своих представлениях об идентичности выделяет следующие ее аспекты, которые, по нашему мнению, также могут служить критериями личностного роста:

1. Индивидуальность – сознательное ощущение собственной уникальности и собственного отдельного существования.

2. Тождественность и целостность – ощущение внутренней тождественности, непрерывности между тем, чем человек был в прошлом и чем обещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл.

3. Единство и синтез – ощущение внутренней гармонии и единства, синтез образов себя и детских идентификаций в осмысленное целое, которое рождает ощущение гармонии.

4. Социальная солидарность – ощущение внутренней солидарности с идеалами общества и подгруппы в нем, ощущение того, что собственная идентичность имеет смысл для уважаемых данным человеком других людей и что она соответствует их ожиданиям и восприятию.

С критериями личностного роста в гештальттерапии Ф. Перлза неразрывно связаны понятия зрелости и здоровья. Здоровый индивид характеризуется расширенной сферой самосознания и более углубленным осознаванием, как собственного Я и своих отношений с миром, так и объективного мира. Он осуществляет свободные контакты, открытые и прямые. Это хорошо интегрированный человек, который способен жить в заинтересованном контакте со своим обществом, не будучи поглощенным им, но и не отчуждаясь от него. Такой человек опирается на себя самого, т.к. понимает отношения между собой и обществом. Он чувствует контактную границу между собой и обществом и оставляет себе то, что принадлежит ему. Это це